Немного о том месте, где творится волшебство, о кузнечной мастерской, как её обустроить.
Если Вы хотите организовать кузню, определитесь чётко – с какой целью. Если это Ваше хобби и Вы будете ковать небольшие изделия типа клинка или цветка, то Вам не нужно оборудование громоздкое, соответственно и помещения большого тоже не нужно. Если Вы решили заниматься ремеслом кузнеца серьёзно, полностью овладеть профессией и зарабатывать её на жизнь – тут экономить на оборудовании нельзя. В таком случае необходимо оборудовать всё капитально. Кузнечная мастерская может быть обустроена на современный лад – механические молоты, пресс станки и прочие блага цивилизации. Эти серьёзные машины конечно подмога кузнецам в работе, но только подмога, так как кузнечный труд как и много лет назад остаётся в основном ручным. Художественную ковку выполняют исключительно в ручную. А кузнечная мастерская именно то место, где происходит магическое действие укрощения огня и металла.
В понимании многих обывателей, кузня – это грязное помещение, заваленное всевозможными металлическими болванками и трубами. Возможно, у кого то так и есть, однако кузнец, который не ремесленник, а художник, обустраивает своё рабочее место с большой любовью и содержит его в чистоте. А металлическая окалина и прочие сопутствующие ковке отходы производства – это же не грязь! Кузнечная мастерская – это то место, где талант кузнеца воплощается в металле и каждый кузнец обустраивает его под себя и содержит в порядке. Во всех кузнечных мастерских примерно одинаковый набор инструментов и приспособлений. В мастерской производится разогрев металла, следовательно, неотъемлемой частью кузни является горн. Он может быть обустроен очень по разному, например вот так:
Кузнечный горн — всегда источник открытого огня, что диктует свои правила – никаких электропроводов в зоне работы горна и в радиусе разбрызгивания искр от работы с раскалённым металлом и мелких частичек угля, если горн работает на угле. Металл разогревается примерно до 800-900 градусов, так что кузня – горячее местечко. Горн изготавливается из металла с высочайшим уровнем жаропрочности, а также используется жаростойкий кирпич. Его устойчивость – очень важный момент, в связи с этим кузнечный горн крепят на прочной раме. В качестве поддува вполне можно осуществлять при помощи обычного бытового пылесоса. И практически в эпицентре этого жаркого места устанавливается наковальня, которая выглядит вот так:
Кузнечная наковальня должна при ударе звенеть. Её края – ровные, никаких повреждений, выбоин – это залог хорошего результата художественной ковки. Наковальня должны быть устойчивой и, конечно, удобно установленной и крепко закреплённой. Как правило, наковальню устанавливают раз и навсегда. Высота установки – индивидуально подбирается под уровень разгибания руки кузнеца. Когда смотришь на эти приспособления, которые на столько примитивны, что кажется, пришли они к нам из какой то другой жизни. В наше время передовых технологий и такой примитивизм, но это такая ерунда по сравнению с тем недоумением, которое охватывает от кованых изделий, выполненных по технологиям художественной ковки металла, которые являются подлинными произведениями искусства, выполненные при помощи этих допотопных инструментов и приспособлений вручную.
Ещё один кузнечный инструмент — это молоток, т.е. молоток с двумя одинаково плоскими концами. Практически кувалда, но гораздо меньшего веса – от 800 грамм до 2 кг. Вес подбирается кузнецом индивидуально, исходя из физических возможностей кузнеца. Естественно, все кузнецы физически очень крепкие и сильные люди. Однако, в этом вопросе нет каких либо эталонов, от сюда и вес молотов очень разный. Но есть одно очень важное условие – молот должен быть сделан из отличной стали. Для работы наших кузнецов китайские молоты не подходят, т.к. они не имеют запаса прочности и не предусмотрены для такой работы, как ручная художественная ковка металла, раскалываются. Самые надёжные- старые молоты, изготовленные ещё во времена Советского Союза. Такие раритетные молоты кузнецы хранят как зеницу ока.
И ещё один раритетный, антикварный кузнечный инструмент, вернее приспособление без которого невозможно выковать ни одного художественного изделия – это стуловые кузнечные тиски. На вид они не очень аккуратные, даже грубые. В общем, впечатления своим внешним видом тиски производят не ахти, но это для непосвящённых. А посвящённые знают – инструментальная сталь не расколется, не треснет. Тиски надёжные, удобные, практически вечные. Ещё один инструмент кузнечных дел мастера – клещи с длинными ручками, вернее – клещи с ручками разной длины. Таких клещей обычно в кузнечной мастерской довольно много, т.к. заготовки разной длины требуют приспособления для их удерживания также различных габаритов. Удобство в работе кузнеца – залог качества художественного выкованного изделия.
Построить кузнецу в ситуации сельской местности очень просто. В условиях города при наличии дачи, тоже. А если постройку поставить негде, можно разместиться и под открытым небом, хотя лучше всё таки организовать крышу. Но, при работе на свежем воздухе есть климатические ограничения. В областях с холодными зимами на улице не очень то поработаешь. Но, если другого варианта нет, то сгодиться и кузня на улице. Как в этом случае её организовать: земля очищается и выравнивается, делается настил из негорючих материалов. Самый лучший вариант – бетон, но можно и использовать и глину. Навес также делают из негорючих материалов, например, оцинкованного железа. Из него же можно сделать и стены – ограждения, которые будут предотвращать разнесение искр, что крайне не желательно. Противопожарная безопасность и её чёткое соблюдении очень важны в любой кузнечной мастерской. Такой вариант кузни годиться и для зимы, т.к. от раскалённого горна и физической работы кузнецу не будет холодно. В такой мастерской есть ещё свои преимущества — не нужно организовывать вентиляцию, что экономит значительные средства.